главная

биография

театр

кино

фото

видео

пресса

форум

DVD

аватары

фан-арт

обои

баннеры

ссылки


интервью на РУСКИНО



Арина Гревцова
08.08.2005 (фото Светланы Яковенко)

Не так давно закончился показ сериала "Умножающий печаль", где одну из главных ролей сыграл Илья Шакунов. Его персонаж полюбился многим. Но не только "Кот" произвел такое впечатление на зрителей. "Каменская", "Фаворский", "Гололед", "Киднеппинг", ... Можно долго перечислять все его работы. Без зрительского внимания не остался практически ни один из его героев. Сам же Илья четко распределяет все жанры кино, тяготеет больше к драме. От вредных привычек с успехом избавляется. А так как он лев по гороскопу, то прожить не может без ласковых слов. - Илья, скажи, ощущаешь на себе популярность?

- Нет. Моя жизнь не изменилась с приходом популярности.

- А на улице узнают?

- Иногда узнают. Ну и что? Никто на шею не вешается, никуда не звонит, не бегает.

- Теперь давай о кино. Какой фильм в детстве произвел на тебя самое сильной впечатление?

- Сложный вопрос. Детство - понятие длинное. Когда-то нравился "Робинзон Крузо", когда-то "Три мушкетера". Когда-то "Де Монсоро", по-моему, это был французский фильм. Нравились приключенческие фильмы. Военные советские фильмы тоже очень нравились. Их можно долго перечислять. Ну, например, "Двадцать дней без войны". В то время такие картины были! Немного пафосно было. Но, ведь, правда, за правду сражались.

- Сейчас какому жанру кино отдаешь предпочтение?

- Мне кажется, у нас сейчас не снимают кино в каком-то одном определенном жанре. Если снимают боевик, то обязательно есть следы какой-нибудь "Санта-Барбары". Если у нас мелодрама, то обязательно кто-нибудь кого-нибудь убьет, в стиле "экшен". Если у нас детектив, то это будет какой-нибудь иронический детектив. У нас нет чистого жанра. Поэтому сказать, что мне ближе... Наверное, я тяготею к драме. Может быть, отчасти, и к комедии, но пока об этом моем амплуа мало кто знает. Разве что в театре, там я уже сыграл Карабаса Барабаса. Так что, все-таки драма. А такие понятия, как "экшен"… Мне кажется, истинные боевики в России пока снимаются не на должном уровне. Это стоит больших денег, а у нас люди не хотят тратить и считают, что и "так пойдет". По пальцам можно пересчитать настоящие картины. Вот какой жанр фильма "Турецкий Гамбит"? По-моему, сильно отличается от жанра книги. Там все ясно - детектив, с элементами чего-то. А в кино? Только детектив вас держит? Меня держат и другие вещи. Я начинаю смотреть, кто кого любит, кто кого ненавидит, а это уже другая история. А потом, когда у кого-то возникают проблемы, получается и трагедия какая-то. Смешано у нас все. Сейчас вообще все тяготеет к такому большому "mix"у": все смешать и получить солянку, каждая часть которой соберет своих зрителей.

- Что для тебя важнее в творческом процессе?

- Сначала материал, потом режиссер. Мне предлагают сценарий, я его читаю. У меня возникают вопросы, и я их обязан решить с режиссером. И больше ни с кем. Вы скажите: "А продюссер?" - отвечу - это уже другие варианты: деньги, сроки... Режиссер - это первое правило. Но, к сожалению, мало просто поставить вопрос, надо его решить. Не всегда вопрос решается, а если решается, то часто не в твою пользу. Но и в таких случаях, бывает, ты соглашаешься, потому что интересный материал. Компромиссов много.

- Что для тебя театр и кино?

- Я - театральный актер, считаю так про себя. При этом сейчас играю в театре только одну роль. Но хотел бы работать в театре. Один мой знакомый актер сказал мне: "Я работаю в кино, я вкладываю, я придумываю. Прихожу домой и мне не с кем и нечем поделиться, остается одна усталость". Потому что, работая в кино, видишь перед собой зрачок камеры, говоришь, ждешь ответа, а обратно ничего не приходит. Все на съемочной площадке заняты своим делом. И это правильно. Иначе это плохая группа. Все заняты, у всех метраж, линейки. Обратного хода вообще никакого нет. Раньше, я так понимаю, было по-другому. Кино выходило в прокат, оно объезжало страну. Были какие-то встречи с актерами. Был обратный ход, было обсуждение, хотя бы. Не аплодисменты, хотя, это тоже бывало. Сейчас этого вообще нет. Поэтому для меня кино как вид самореализации - нулевой. Реализуешься ты как актер только в театре. Только в театре ты понимаешься "почем фунт лиха", "можешь ты, или не можешь". Только в театре ты можешь получить те самые аплодисменты, после которых ты спокоен и можешь сказать "Сегодня день прожит не зря". В кино такого не бывает. Не верьте тому, кто скажет обратное.

- А если у тебя отнять театр?

- А у меня его почти забрали. Осталась только одна роль. Боюсь, что я и ее потеряю. Но это не потому, что я не хочу или хочу. Просто, так складываются обстоятельства. Но, очень не хотелось бы.

- На репетициях можешь поспорить с режиссером?

- Вот, только что было два часа спору. Но это были не репетиции, а это были скорее пробы. Опять же, от ситуации зависит. Бывает, с режиссером вообще не разговариваешь. Делаешь, как он говорит, потому что понимаешь его на сто процентов. Это отчасти любовная ситуация. Люди молчат, а у них все уже нормально. А бывает, разговаривают много, что-то доказывают, а в итоге ничего. Поэтому тут сложно сказать. Бывает - спорю, бывает - кричу. Стулья не швыряю, но нервничаю. Вообще спорить не очень люблю. В спорах отнимается время, а в кино очень дорого время. Лучше спорить до начала съемок. Это, пожалуйста. А когда начинается работа... Желательно все уже решить и радоваться тому, что с каждым кадром мы что-то придумываем, а главное уже наработано. Но это редкость. Один раз такое было.

- Что самое неприятное в профессии актера?

- Зависимость!!! Зависимость от всего. От того, с какой ноги я встал. Ужасно, я просыпаюсь и понимаю "зачем я вчера выпил эти лишние 50 грамм?" Я от этого зависим. Я не имею права вчера что-то сделать. "Зачем я вчера к этому парнишке подошел и сказал ему, что он не прав? Зачем я это сделал?" Я не имею права этого сделать. Я не имею права очень много чего сделать, так как это повлияет на мою работу. Зависимость от того, что твой выходной день не в субботу и воскресенье, а тогда, когда нет съемок или репетиций. Зависим от всего. Я сейчас говорю некие общие вещи, а зависим ты еще и от конкретных людей. В театре ты зависим от режиссера, от сценариста, от музыкального руководителя, от директора, от костюмера, который может не принести вещи, и ты не выйдешь на сцену. Последний человек в жизни театра и кино - это актер, к сожалению. Но, если с другой стороны подойти, то получается, что первый. Вот тебе палка о двух концах.

- Кем хотел стать в детстве?

- В то время, когда мне было 15/18/20 лет, еще был комсомол. Еще было ощущение, что есть некая жизнь, в которую ты должен войти. А дальше все будет происходить само собой. К примеру, ты поступаешь, начинаешь заниматься какими-то пионерскими делами. Потом оказываешься пионерским вожатым. Потом становишься комсоргом своего отряда или группы в институте. Потом ты в оргкомсомоле пост какой-то занимаешь, там, в президиуме, в местной комсомольской ячейке. Потом - тебя избирают куда-нибудь. Как бы это карьера, помимо работы. Это может, даже стать твоей основной работой. Один из примеров, который в то время был возможен. Ты поступаешь в институт, после заканчиваешь аспирантуру, потом защищаешься. Пути, которые как бы проторены. Собственно говоря, этот путь был выбран не мною, а родителями. Я его начал проходить. Но потом наступили те времена, которые помогли мне с него свернуть. А дальше я уже сам выбирал. Это я имею ввиду те два института, технический и медицинский, которые были до театрального. С другой стороны, до театрального института я успел не только поучиться, но и поработать: кочегаром, истопником, уборщицей. Не было такой профессии "уборщик" в советском законодательстве. У меня записано в трудовой книжке - "уборщица". Еще успел поучиться в институтах, потунеядствовать полгода. Это, наверное, и есть тот жизненный опыт, без которого было бы сложнее сейчас. Знаю многих артистов пришедших в институт в семнадцать лет. Мне кажется, им сложнее. Я пришел в двадцать один, что-то принес. Не могу сказать, что это сразу открылось, но сейчас мне это помогает. Случилось, что сыграл уже в двух картинах врачей. Просто по профессии. Они врачи, они ходят на какую-то медработу, моют руки. А я знаю, как они ходят на работу, как они моют руки, что они при этом чувствуют. Куда они посылают санитарку, о какой врачихе при этом думают, потому что жена уже надоела. Есть нюансы, которые появляются в результате опыта. Дай Бог, чтобы у каждого был такой шажок в биографии, который позволял ему понимать разницу между черным и белым, что есть серые полутона, есть красные и синие. Не только в профессии, но и в жизни.

- Скажи, ты был примерным студентом?

- Был примерным. У меня красный диплом. Одна сокурсница, которая не закончила наш курс, сказала: "Шакунов, да у тебя просто крылья за спиной растут...". Понятен подтекст, но крылья росли и я верил. Отчасти в душе я был в то время Павлом Корчагиным. Но это сохраняется, просто прячется. Я не хвастаюсь, я к тому, что с удовольствием бы был другим. Просто не получалось у меня быть другим. Я за всех был в ответе, за всех получал по полной.

- А учеба в театральном давалась легко?

- Это такой миф, учеба в театральном. Слово такое странное "учиться на актера". Раньше не было такого. Станиславский ввел некую "Школу Станиславского". Раньше же актеры работали в театре, без режиссеров существовали. Была антреприза, собирались актеры. Иными словами: "А я вот здесь буду стоять". Вот так все было. После этого шел спектакль. Его либо принимали, либо не принимали. Брали только талантом. Никаких мизансцен, это не русское слово, оно потом к нам пришло. А потом это все появилось, как некая школа, но на самом деле это то, что ты видишь вокруг себя, то, что ты можешь из сердца вытащить и как у тебя это получается. Мальчишки и девчонки, которые в школе парадируют учителей, они начинают смеяться, что-то делать, а на самом деле они занимаются актерским мастерством. Человек, который сидит, задумавшись, смотрит на другого человека и начинает как он садиться, копировать его жесты, он так же занимается актерским мастерством. Человек, который разговаривает с другим и заставляет его подчиниться своей воле, а это очень любят делать женщины, тоже занимается актерским мастерством. Они выстраивают в голове некую комбинацию, которая помогает им. Они знают некие струны, как им кажется. Может это не правда, но они работают по схеме, по которой мы выстраиваем роль, образ, персонаж, ища зерно, понимая сверхзадачу. Называйте это как угодно, это те слова, которые придуманы Константином Сергеевичем. Их придумали для того, чтобы нам, актерам, между собой понимать, о чем идет речь.

- Все же получается, что все люди - актеры?

- Конечно, и еще какие! Только нужно не забывать, что есть добрые люди, а есть злые. Это моя принципиальная позиция. Я так считаю. Не потому что они плохие или хорошие, просто по своей внутренней потребности. Есть добро и зло. И если ты врешь, не желая зла - ты не будешь вруном, ты будешь фантазером. Если ты чуть-чуть пытаешься найти некую выгоду, то уже автоматически кому-то желаешь зла, даже не понимая этого. Это так примитивно, но помогает тебе разобраться в профессии актера.

- Какое качество ценишь в людях?

- Небанальный ответ: доверие.

- Что может огорчить в человеке?

- Если меня предали. Думаю, любого огорчит, если его предали. Я не буду исключением.

- А вообще, что может огорчить?

- Отсутствие работы. У любого такое может быть. Мне не нравится, когда болею, меня это очень сильно огорчает.

- Какое качество хотел бы развить в себе?

- Жадность.

- ???

- А у меня ее нет. Нужно уметь экономить, нужно уметь копить. Отчасти к жадности отношу понятие тщеславия. К сожалению, я не тщеславный человек. Понимаю, что для моей профессии это ужасно. Мне бывает все равно, а это неправильно. Не может быть все равно в профессии актера. Вот не мои слова, но я прихожу к ним потихонечку: "Актер должен иметь на каждое событие, на каждый цвет, на каждый взгляд, на каждое мнение свое мнение". А я частенько говорю "мне это не интересно" и закрываю глаза. Это плохо.

- Что делаешь, когда не получается задуманное?

- Очень нервничаю, так как выход этой энергии частенько не могу себе позволить, и у меня седеют волосы. Это я уже знаю по себе. Это не так плохо для мужика, то есть это не критично. Просто, очень тяжело - переваривать в себе все эти гадости. Это уже склад натуры такой. Можно пойти и дать кому-нибудь по голове или в спортивный зал. А я это в себе вращаю.

- Без чего не можешь обойтись в быту?

- Без ласкового слова. Я - лев по знаку зодиака и мне нужно, чтобы меня хвалили. Так что если меня не будут долго хвалить, то мне становится скучно жить, не интересно. Тяжеловато без ласкового слова. А в остальном я неприхотливый человек.

- Что может поставить тебя в тупик?

- Грубость и хамство, я этого не приемлю. Частенько не понимаю, как на это реагировать. Нервничаю, и у меня седеют волосы (смеется).

- В жизни случаются приятные открытия?

- Постоянно. Вообще мы живем надеждой. Нас очень любят пугать: государство, телевизор, знакомые, родственники, особенно близкие - "всё плохо". А мы про себя думаем "плохо, плохо, а у меня все будет нормально".

- А вообще ты добрый?

- Я - сама доброта. Лучащийся, искрящийся, независтливый. Такого еще поискать надо.

- А капризный?

- Очень капризный. Именно потому, что добрый.

- С чего начинается день Ильи Шакунова?

- Вот уже больше четырех лет я ем геркулесовую кашу, несколько сосисок, чуть-чуть сыра твердого. Не мягкого, а именно твердого. Чашку чая, яйцо, через день, бывает, всмятку. Вот с этого начинается мой обычный день. Желательно чтоб с этого начинался.

- С плотного завтрака...

- С хорошего, серьезного, традиционного завтрака. Потом можно не обедать, может быть поужинать... иногда.

- А какое внимание уделяешь спорту?

- Всеобъемлющее. Пока замечательно себя чувствую - нет никаких проблем. Многие трюки в фильме "Умножающий печаль" пришлось выполнять самому. Но этого не должно быть. В кино так не делается.

- А многие актеры сами хотят выполнять трюки...

- Вот представь, ты режиссер, или продюсер. Вот ты увидела, что актер полез на дом и прыгает с него. Тебе еще снимать три месяца, а он сломал руку. Как ощущения? Тебе это надо? Есть специальная профессия - каскадер. Его гримируют, его одевают под актера. Конечно, бывают случаи, что нужно что-то сделать - так режиссер задумал. А бывают случаи, что не нужно, а актер сам лезет.

- Но, ведь это интересно...

- Конечно, интересно. Знаю многих актеров, которые взяли и ушли в каскадеры. Интересная же, мужская профессия. Прыгать с вагона на вагон, драться на шпагах, нырять с аквалангом. Здорово. Но, к сожалению, совмещать это очень сложно.

Инга: Лично Вам нравится ваш герой в фильме "Умножающий печаль"?

- Лично мне нравятся все герои в фильме "Умножающий печаль". Мой герой мне нравится, потому что сильный, потому что знает, чего хочет. Поначалу не знал, а потом, так получилось, что понял, и другие поняли. Как говорят: "Умные люди на ошибках учатся, а дураки шишки набивают". Вот это умные люди, они на ошибках учатся. Правда, на серьезных ошибках, но учатся. Так что, почему бы его не любить? И Ордынцев замечательный, и Серебровский. И даже начальник охраны Серебровского прекрасен. Правда - она у всех есть. Без правды жить сложно. У кого-то правда "накормить детей", у кого-то "набить себе карман", у кого-то правда "доказать какую-то правду, которую он себе придумал". У всех она разная.

Надежда: Возникало ли у Вас желание перейти от актерства к режиссуре?

- Возникло, не так давно, не без помощи определенных людей. Но, пока не могу сказать, что это желание осуществиться. Может через несколько лет, а может через десяток. Но это опять разговор о том, что сейчас "mix", все начинает смешиваться. Нет точки распределения. Поэтому желание возникает.

Анна: Поступали ли Вам предложения перейти в московские театры?

- Не поступали, но с удовольствием их рассмотрю. Не факт что перейду, но поговорить с московскими режиссерами... Почему бы и нет.

Александра: Вы сыграли в фильме "Гололед". Что Вы сделали, чтобы понять своего героя? Как Вы вообще относитесь к таким людям как он?

- В вопросе есть второй смысл. Отвечаю на второй смысл: я к этим людям не отношусь. Отвечаю на первый смысл: скажу, что в моей жизни подобные проблемы вставали. Не касаемо любви однополой, но касаемо проблемы. Я понимаю, фильм о том, что какое-то событие переворачивает в жизни людей все с ног на голову. Поэтому люди, переживающие такой момент, становятся сильнее, они понимают в этой жизни что-то большее. Я за то, чтобы с людьми происходили ну не такие ситуации, но подобные.

Кися: Как Вы относитесь к спиртным напиткам, нецензурным выражениям и курению?

- Я курил до 1 августа 1997 года. Именно в этот день я бросил курить. Курил полноценно, бывало по две пачки в день, десять лет, с 1987 года. А потом понял, что мне не надо этого делать. Не так, что проснулся и понял, а так... понял. Тоже было со спиртными напитками. Нормально отношусь к тем людям, которые пьют. Тех, которые напиваются, не люблю, даже бывает, очень сильно не люблю.

Елена: В каком городе: Петербурге или Москве - Вы комфортнее себя ощущаете?

- Дома комфортнее ощущаю.

Кися: Расскажите, пожалуйста, про свою первую любовь. Если Вы ее помните, в смысле не из детского сада.

- Раньше? Раньше не было. А Вы откуда знаете про любовь в детском садике?

- Так все рассказывают про любовь в детском садике.

- Как ни странно, но я хорошо помню, про любовь в детском садике.

- Тогда про детский садик.

- Понятие любовь - это очень сложно. А в детском садике была влюбленность. Даже вызывал мальчика на дуэль стреляться из лука, к памятнику Пушкина, на Черной речке, в Петербурге, на месте дуэли Пушкина. Девочку звали Вика, у нее была коса до пояса. Это все не серьезно было, но было. Бабушку звал в секунданты. Это была счастливая любовь. А все остальные несчастные. Потому что эта любовь не могла закончиться плохо, она закончилась никак.

- А любовь - это что?

- Я вот как отвечу: Любовь это Кто!

Hosted by uCoz